|
День, который мог изменить лицо московского транспорта
С небольшим опозданием мы решили отдать дань памяти важнейшему событию в жизни московской транспортной системы и её важнейшей составляющей - метрополитену.
Речь пойдет о 16 октября 1941 года.
Уже четыре месяца идет Великая Отечественная Война. В результате различных факторов: вероломства противника, ошибок верховного командования Красной армии при подготовке к войне, массовых чисток среди командного состава армии, игнорирования данных разведки и т.п., СССР понес ряд тяжелых потерь. Огромные территории государства с основным промышленным потенциалом были уже захвачены Вермахтом. Армии западных фронтов были не в состоянии сдерживать наступление врага. Новые соединения, формирующиеся в спешке, не обученные должным образом и не укомплектованные командным составом и вооружением, не в состоянии были полноценно противостоять наступающим немецким армиям. Гигантские людские потери этих месяцев не имеют аналогов ни в прошлой, не в последующей истории.

Схема боевых действий под Москвой в конце 1941 года дает общее представление о масштабе боевых действий и трагизме ситуации. Но не может в полной мере рассказать нам и о героизме защитников столицы. Будущий министр обороны СССР, маршал Советского Союза Г.К. Жуков позднее напишет:"Не только отдельные наши воины, но целые соединения проявили массовый героизм, прославив своими доблестными подвигами нашу Родину...".
Героизм плохо вооруженных, неукомплектованных, лишенных поддержки тыла, истекающих кровью в прямом смысле слова, остатков соединений Красной армии сдерживал наступление немецко-фашистских захватчиков как мог. Но силы первых месяцев войны были не равны и в середине октября Москва стала при фронтовым городом. А правительство всерьез рассматривало вопрос о её сдаче. Разумеется, что решение принималось тайно, но шила в мешке было не утаить. Начавшаяся эвакуация органов власти, заводов, минирование стратегически важных объектов не остались не замеченными горожанами. Слухи о скором падении столицы упорно поддерживались и диверсантами. В Москве началась паника.
По словам очевидцев тех дней в городе процветало мародерство. Преуспели в нем прежде всего некоторые представители т.н. номенклатуры, имеющие прямой доступ к системе распределения ресурсов в при фронтовой Москве. Расцвела уличная преступность. Власти на короткое время потеряли контроль над ситуацией в городе.
В числе стратегически важных объектов Москвы, подлежащих уничтожению, был и московский метрополитен. Нарком Путей сообщения СССР Лазарь Каганович, именем которого в те годы называлось московское метро, издает секретный приказ об немедленном уничтожении метрополитена. 16 октября 41 года - единственный день в истории метро, когда оно не работало. Надо ли говорить о том, что этот факт еще больше масла подлил в огонь панических настроений?
Вечером того же дня приказ этот сам же Каганович и отменил.

Станция Московского метрополитена Маяковская в конце 1941 года активно использовалась в качестве бомбоубежища для мирного населения. А 06 ноября 1941 года здесь состоится торжественное заседание в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. На следующий день, 07 ноября на Красной площади пройдет знаменитый военный Парад. Оба этих события сыграют огромную роль в укреплении морального духа защитников Москвы. Нанесут огромный удар психологическому состоянию солдат вермахта. Панические настроения среди наших граждан исчезнут окончательно
К чести правительства следует признать, что паника в столице длилась не долго. Имеется ввиду именно правительство Москвы. Верховный главнокомандующий Сталин, которого мы привыкли видеть на фотографиях со станции Маяковская, где он произносит речь 07 ноября по случаю празднования дня Революции, в самые страшные для Москвы дни, не обозначал себя ничем особенным. Правительство столицы работало иначе. Помимо выступления по радио председателя Моссовета Василия Прохоровича Пронина, пользовавшегося большим авторитетом и очень много сделавшего для обороны столицы, уже 17 октября вновь заработало метро и другие виды общественного транспорта, включая такси!!! Открылись магазины, заводы и фабрики, выпускающие военную продукцию, в т.ч. и легендарные "Катюши". Борьбу с дезертирами, мародерами и провокаторами кратко охарактеризовал Георгий Константинович Жуков, командующий в те дни обороной Москвы: "В критические дни в Москве паникёрам и провокаторам был дан решительный отпор".

Этот человек прошел большой жизненный путь. Его карьера от батрака и чернорабочего до руководителя Союзного министерства в после военные годы говорит об огромной трудоспособности и организаторском таланте. В дни обороны Москвы Василий Прохорович Пронин, будучи Председателем Моссовета, сыграл большую роль в защите города. Именно его усилия помогли форсировать перевод столичных предприятий на выпуск военной продукции. Его обращение к жителям помогло ликвидировать панические настроения в самые сложные дни
Таким образом подходил к концу самый трагический период Великой Отечественной Войны. Среди огромных жертв советского народа, понесенных ради будущей победы, разгромленных предприятий европейской части СССР мы к счастью не увидели московский метрополитен. Благодаря героической деятельности советских солдат на фронте и самоотверженной работе в тылу, ценой невообразимых человеческих жертв и материальных потерь, удалось защитить Москву от захвата и тотального уничтожения. А висевшая на волоске судьба главной составляющей транспорта столицы, московского метро, сложилась удачно. И теперь метрополитен является важнейшим видом столичного транспорта, сохранив свое историческое лицо, и работая вот уже 72 года без единого выходного.
22 октября 2013 г. VIP такси в Москве
Трансфер в аэропорт
|
|