БАМ
29 лет назад, 27 ноября 1984 года состоялось официальное открытие Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Для людей, тех кому сегодня около пятидесяти, легендарная советская стройка напоминает о романтике позднего СССР. Небольшие населенные пункты на пути строительства магистрали прочно врезались в память. Тында, Беркакит, Чара, Тайшет, Усть-Кут, Нерюнгри ... эти названия три десятка лет назад не сходили с первых полос газет, не исчезали из новостных передач.
Тем кто сейчас скептически смотрит на всенародную стройку, на её официальный статус "Всесоюзная Ударная Комсомольская", можно возразить. Ведь не только на бумаге и в решениях партийных пленумом она была таковой. Миллионы молодых парней ехали на Восток, не только лишь "за туманом и за запахом тайги", но и для того, что бы стать участником одного из самых замечательных дейст в истории СССР, строительстве уникальной и необходимой для страны железной дороги.
Не вдаваясь в экономические и военно-стратегические расчеты побудившие руководство Советского Союза начать осуществление проекта, сопоставимого по стоимости со строительством нескольких крупных городов, лишь отмечу. Необходимость подобной магистрали для России стала очевидной уже в конце 19-го века. Да и достаточно взглянуть на карту восточной части страны, что бы понять что сооружение это для страны необходимо. Но объем работ предстоял настолько огромный, а материальная составляющая была настолько велика, что ни в 19-м, ни в первой половине 20-го века страна позволить себе подобного строительства не могла. Тем временем Транссибирская магистраль, проходящая в непосредственной близости от китайской границы, уже не могла обеспечить транспортную безопасность СССР.

Карта Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей
Экономическое развитие сибирских регионов тормозилось из за отсутствия транспортного сообщения. Амбициозный проект Заполярной железной дороги был признан ошибочным и строительство самой северной ж/д дороги было остановлено.

Заполярная железная дорога
Именно БАМ должен был решить экономические и одновременно геополитические проблемы огромной страны.
Десятки крупных и сотни малых рек, горные хребты, участки с вечной мерзлотой, болота, нестабильная сейсмическая обстановка отдельных участков, и т.п. естественные преграды требовали от строителей не только ударного труда, но и мобилизации десятков НИИ на создание новых технологий строительства. Вокруг стройки была организованна целая научно-интеллектуальная индустрия! Промышленность СССР получила за годы строительства технологический рывок, сравнимый по размаху с технологическим прорывом оборонной промышленности в военные годы.

Один из мостов на БАМе
Полезно вспомнить сейчас, в период межнациональных конфликтов во всей России, и о духе единства народов СССР, отправивших исключительно по собственному желанию отряды строителей со всех регионов и республик. О подлинном интернационализме, царившем на БАМе в те годы. Люди были объединены одной идеей - идеей великой стройки, осилить которую могла лишь великая держава!
Денежные вложение в строительство основного участка дороги оценивалось примерно в 60 миллиардов советских рублей! Либеральные экономисты утверждают, что сумма в итоге увеличилась не менее чем в три раза. Да и наверное так оно и есть, ведь последние участки достраивались уже в нашем веке. Так уникальный 15-ти километровый Северо-Муйский тоннель был введен в эксплуатацию лишь в 2001 году. Высказывается мнение о том, что сделанные фантастического размера затраты уже никогда не окупятся. Что само строительство БАМа, как и многолетняя война в Афганистане подорвали экономический потенциал СССР настолько, что предопределили скорый его крах. Не берусь судить о подобной оценке. Только замечу, что есть в мире вещи, которые нельзя измерить только деньгами. Уверен, последняя Великая стройка Великой страны - одна из таких.
Добрые слова всем, кто поучаствовал в этом строительстве!

Почтовая марка 1984 года в память о завершении первой очереди строительства БАМа
В последние годы мы наблюдаем за восстановлением промышленности, рухнувшей после распада СССР. Конечно до объемов, сопоставимых с теми, которые обеспечивали строительства БАМа еще далеко. Но радует, что высокотехнологичные производства в России есть. Возникающие новые заводы нацелены прежде всего на развитие новых технологий в тяжелой промышленности и металлургии. Это значит что потенциал для новых строек может быть восстановлен.
27 октября 2013 г. VIP такси в Москве
Трансфер в аэропорт
|